Начальные
классы
Чернышёва
Ольга Алексеевна
учитель начальных классов
Что значит для планеты Земля 27 вращений вокруг
солнца? Это мизерный промежуток времени по сравнению с тем, сколько было и сколько
еще будет, этих вращений. Для меня 27 лет – это полжизни! А если говорить о
профессиональном времени – это даже больше, чем половина.27 лет прошло с тех
пор, как приехали мы, 3 молоденькие девчонки, в нашу 4-ю Московскую школу
работать учителями начальных классов.
Заведующим РОНО тогда был Щедрин Борис Иванович. Он
очень хотел обогатить нашу школу молодыми кадрами, чему противилась директор
Борисова Ольга Федоровна. Она говорила, когда мы приехали: „Некуда мне вас
взять, у нас своих вполне достаточно“. Мы возвращались в Изобильный, а
Щедрин снова отправлял в Московское. В
итоге места хватило всем, правда, к счастью, или, к сожалению, но мне пришлось
работать в группе продленного дня во 2-м классе вместе с замечательной
учительницей Черняевой Раисой Ивановной.
Душа – человек! Именно ей я благодарна
за уроки жизни, а не только за передачу педагогического опыта. Я часто
бывала у неё на уроках, слышала её звонкий голос и восхищалась
работоспособностью. Она учила меня обращаться с детьми, проверять их тетрадки и
ставить оценки. Её душевное спокойствие
и уверенность в себе помогали мне в работе с ребятами, давали
очередной заряд энергии и, конечно,
многому учили. Теоретических знаний было много, Светлоградское
педагогическое училище с лихостью снабдило меня и теорией, и практикой ведения
отдельных уроков, но системы работы не было, умений разрешения трудных
педагогических ситуаций не было, а Раиса Ивановна была здесь добрым наставником
и верным другом.
Общая фотография учителей начальных классов,
когда ещё мы были молоды.
Тогда в конце 70, в начальной школе работала „старая гвардия“: Черняева
Раиса Ивановна, Черноусова Мария Ефимовна, Завальнева Раиса Георгиевна, Пантюхова Анна Никифоровна, Алферова Антонина
Даниловна. Помню, как они чудесно пели, когда соберемся все вместе. Песни все
мелодичные, душевные, а голоса звонкие, сильные, а главное,- душа в каждой
песне пела. Должно быть, именно они научили нас вокальному пению, желанию в
песне выразить душевное состояние, выразить себя.
А мы, три молодые девчонки, с удовольствием учились у
них. Много воды утекло с тех пор. Сейчас мы уже опытные учителя.
Копалкина
Татьяна Викторовна – завуч начальных
классов, - кавалер Ордена Трудовой Славы III степени, учитель высшей категории.
Работать с детьми трудно, но интересно.
Ещё с молодых лет Татьяну Викторовну характеризовали любознательность,
упорство, настойчивость, деловитость и, пожалуй, самое главное – чувство
повышенной ответственности к своим обязанностям. А с опытом работы в школе
привились навыки общественников, развилась инициатива, научилась подходить
творчески к решению всех вопросов связанных с трудовой деятельностью. Во всех
делах сначала всё обдумывает до мелочей, и только потом приводит в
исполнение. А по натуре – Татьяна
Викторовна немногословна и принципиальна. Умеет слушать и слышать собеседника,
сдержана.
А вот Антонина Ивановна Сысоева - ей
противоположность. Человек открытой души, эмоциональна, притягательна, и
общительна. Старые учителя всегда говорили, что три молодые приехали, но такие
разные! (фото 6) Если Татьяне Викторовне в первый год работы выпал третий
класс, и она много усилий прилагала, чтобы продолжить обучение и
воспитание, то Антонине Ивановне был
доверен второй класс. За работу она взялась спокойно и уверенно, словно человек
с опытом. Говорят: смелость города берет. Вот и Антонина Ивановна всегда была
впереди. Будь то новые программы, новые формы работы или просто организация
какого-то праздника. Этот человек инициативен, много придумывает сама и
принимает активное участие в хороших начинаниях своих коллег. Глядя на нее,
хочется и самому и петь, и плясать, и хохотать от души на празднике. Этих праздников было много с активным нашим
участием: и Новый год, и День Учителя, и День Защитника Отечества, когда мы поздравляли мужчин – коллег. Жаль,
что в последнее время праздники уже для нас, а не с нашим участием.
Себя со стороны видеть не возможно. Я – третья из тех,
кто приехал в нашу школу в августе 1977 года. Вспоминаю: среди тех, с кем я
начинала работать, сейчас в школе остались Поминова Ю. В., Селина В. Г.,
Семенихина Н.Н. Васильченко А. П, Чеканова Н. М, Малыхина Р. С, Фурсов А. И. и
мои выше названные подруги – коллеги это часть коллектива. А многие приходили и
уходили, а кто- то уже ушёл и из жизни.
Вспоминаю Лобову Галину Андреевну. Она приехала к нам
в школу в 1988 году. Мы долго «переваривали» её новые формы работы, что – то
отвергали, что- то принимали. Её неимоверно динамичный темп речи и ведения
урока был не всем ученикам под силу. Некоторые ребята в первом классе просто
«выключались». Но потом втягивались, даже начинали понимать. Живая, энергичная,
Галина Андреевна «горела, как свеча» ярким, горячим пламенем, зажигая других.
Речевые разминки, скороговорки – это мы переняли у неё. Она научила ребят
быстрому чтению, развила интерес к литературе, а в первом классе вместе с
научившимся читать, радовалась, как
ребёнок. Дети её очень любили, несмотря на вспыльчивый характер.
Валентина Ивановна Гробовцова пришла в нашу начальную
школу немногим позже нас, по образованию филолог. Из русоведов в начальной
школе перед пенсией работали Бочарникова Мария Ивановна и Давыдова Раиса
Фёдоровна. Конечно, маленькие дети более послушные, вероятно, поэтому людям
предпенсионного возраста здесь легче работать. А вот Валентина Ивановна
изначально решила для себя, что переквалифицируется и станет учителем начальных
классов. С нами она уже более 20-ти лет и не считает, что в начальной школе
работать легко. Если неделю или месяц, то может быть, а если в течение четырёх
лет надо дать малышам определённую сумму знаний, заложить фундамент будущих
умений и навыков, сплотить детский коллектив, сформировать цепь определённых
взглядов и убеждений – это как раз самый сложный период судьбе школьника. Она с
Антониной Ивановной неплохо поёт дуэтом, и это тоже сильно привлекает.
Это мой класс.
Наше правительство не очень балуют нас своим
вниманием. Но зато много внимания нам уделяет сейчас Малыхина Раиса Стефановна,
экс-директор СШ №4, проработавший в этой должности 21 год. А теперь по воле
судьбы Раиса Стефановна уже 3-й год
работает бок о бок с нами, учителем начальных классов. Сейчас ей уже 66 лет, и
я преклоняюсь перед её работоспособностью и энтузиазмом. Всё так же энергична и
общительна, доброжелательна и словоохотлива. Но раньше должностной барьер мешал
спокойному общению, а сейчас мною открыты новые качества в Раисы
Стефановны. Это скромность, умение
отдать приоритет более опытному сотруднику, глубокая душевность, желание помочь
и большая любовь к детям. О ней, должно быть, много слов было сказано, когда
она была директором школы, хочу лишь добавить, что это человек, который нашёл
себя в жизни, и поэтому счастлив. И ещё одно её хорошее качество – она умеет
прощать.
А в следующем учебном году выйдет из декретного
отпуска Гавриленко Светлана Викторовна и
будет набирать первый класс. Это представитель нашей учительской
династии, в девичестве Васильченко, дочь математика Васильченко Анны Прокофьевы.
В мае 2005 года Светлана Викторовна выпускает на большую дорогу жизни своих
первых учеников, ныне выпускников. Я помню, 10 лет назад молодая, стройная
выпускница Ставропольского пединститута заставляла невольно любоваться блеском
своих больших чёрных глаз. Ученики же были в восторге оттого, что у них такая
молодая и такая красивая учительница. Светлана Викторовна с первых лет работы
показала прирождённый талант педагога. Наследственность сказывается.
Замечательное оформление кабинета, яркие наглядные пособия – дело рук Светланы
Викторовны. Она учила своих питомцев не только читать и считать, но и петь,
танцевать современные танцы. На всю жизнь останется в памяти ребят молодой и
хороший учитель.
Работала учителем в начальной школе Аршеватская Ирина Петровна,
ныне заместитель главы администрации района. Можно сказать, она наша
воспитанница, ведь сразу после педагогического училища пришла в нашу школу
молоденькой учительницей. И весело танцевала на сцене, вплетя в косички
разноцветные банты. Но такому желанию подняться по профессиональной лестнице
ввысь можно позавидовать! Ведь за эти не полные 2 десятка лет и 2 высших
образования, и 2 замужества, и 2 сына. Уроки у молодого специалиста высшей
категории Аршеватской Ирины Петровны были безупречны. Она участвовала в краевом
конкурсе „Учитель года“, впитывала в себя всё передовое, прогрессивное. Вообще,
у неё незаурядный, гибкий склад ума, она на ходу может сочинять какой-то
афоризм или четверостишье. Я помню, мужчины на празднике просили её
продемонстрировать свой талант, и быстро четверостишие прозвучало в их адрес.
С неожиданностью узнаём, что она стала
директором нашей школы. А потом заведующей Изобильненского РОНО, потом
заместителем главы администрации района. Я же говорила, что школа- это прежде
всего люди, которые в ней работают, а люди у нас стоящие.
Есть в нашем начальном звене и необычный
представитель. Очень редко бывает так, что с младшими школьниками работает
учитель мужчина. Мужчин ведь и без того мало в стенах школ. Гайтанкин Андрей
Владимирович – достойный представитель мужской половины учительства. Привезла
его к нам как будущего мужа Аршеватская Ирина Петровна, тогда, 18 лет назад,
тоже учитель начальных классов. Но потом у неё было новое замужество, а Андрей
Владимирович так и остался с нами учительствовать. До сих пор живёт один в
квартире при школе, на досуге занимается изобразительным искусством и
компьютером. Человек не просто эрудированный, но и талантливый – его картины,
этюды можно выставлять на выставках и конкурсах. Детей в классе тоже учит
рисовать на профессиональном уровне. Своими работами украшает классную комнату
и интерьер школы. По натуре человек очень спокойный и уравновешенный, что в
современной жизни встретить трудно. Когда бываешь у него на уроках, создаётся
ложное впечатление, что очень медленно всё происходит, а в итоге уйма
совершенных дел. Девиз Андрея Владимировича - „краткость- сестра таланта“. На
уроке ни одного лишнего слова, лишнего движения. И в тоже время- этот человек
эмоционален, отзывчив, общителен. Знания он даёт прочные, работу свою любит.
Его выпускники награждались по окончанию школы заслуженными медалями Ребята
любят своего наставника. Бывшие его ученики уже стали взрослыми, у многих из
них появились свои дети, но помнят они Андрея Владимировича, своего первого
учителя.
Вера Владимировна Квасова работает у нас 7-й год. Вера
Владимировна – молодой представитель нашего методического объединения, очень
грамотный и современный. Новинки педагогической практики всегда испытывает Вера
Владимировна. Например, сейчас на базе её класса апробируются
здоровьесберегающие технологии по системе Базарного. Вера Владимировна – знаток
и пропагандист этой системы.
Наше методическое объединение выступает с
поздравлением,
у директора
юбилей!
Учительское сердце не может быть спокойным
созерцателем. Вдохновение и радость охватывает его, когда удаётся помочь
каждому подняться ещё на одну ступень лестницы познания. А там, где
соприкасаются способности и эмоции учителя со способностями и эмоциями
учеников, рождается настоящее общение и действенная общность между учителем и
его питомцами. Умело направляя процесс познания детьми мира, Вера Владимировна
учит маленьких школьников высказывать сомнения, ставить вопросы, оценивать
результаты работы товарища, планировать линию собственной работы. В
деятельности дружного детского коллектива под руководством этого учителя
чувствуется слаженность, сплочённость. В любых ситуациях Вера Владимировна
всегда на стороне детей. Сама по себе человек дисциплинированный, она и учит, и
требует этого от окружающих.
Я уже десяток лет работаю на параллели с хорошим
человеком - Жогло Натальей Александровной. Сначала ей довелось быть
воспитателем группы продлённого дня, она усваивала азы методики, ведь по
профессии Наталья Александровна учитель математики. Сейчас у Натальи
Александровны замечательные уроки, умные дети и стремление работать, не
покладая рук. Неустанная энергия, трудолюбие и ответственность, она – пример
для молодых. Учебно-воспитательный процесс она строит на основах гуманной
педагогики. Дети чувствуют и хорошо понимают учителя. Ученики – активные
участники урока, у них развиваются практическое мышление, навыки самоконтроля,
самооценки. Бывали моменты, когда ей не удавалось „расшевелить“ малышей, она
была сильно обеспокоена и анализировала каждый урок, каждый шаг, пересматривала
и опробовала новые формы и методы работы, но добивалась активности и
взаимопонимания со стороны ребят. Формы занятий у этого учителя самые
разнообразные: уроки под открытым небом, экскурсии, походы, встречи с
ветеранами. Мы водили с нею ребят кататься с горки на санях, это было
замечательно в зимнюю пору, проводили подвижные игры, любовались осенним
нарядом листвы, весенним хороводом цветов и т.д.
Начальная школа пополнялась новыми кадрами,
увеличивалось число учеников. Сейчас в начальной школе 10 преподавателей, 10
классов. Уже 3 года работы за плечами Сысоевой Натальи Николаевны и 2 года у
Волобуевой Натальи Викторовны. Девочки привыкают к серьёзной системе нашей
работы. Кто знает, может кто-то из них лет так через 30 тоже будет так же
вспоминать всех, как я.
В этом году
юбилей нашей школы. Мои ученики рисовали школу к празднику и говорили:
„У, какая старая!“ Но школа же – это не просто здание или два здания. Это люди,
которые в ней обитают. Хорошие? Плохие? По идее, должны быть хорошими, ведь
здесь сеют умное, доброе, вечное.